Среда
26.06.2024
01:40
Категории раздела
Ксерогеофиты [14]
Каудициформные и пахикаульные растения [9]
Суккуленты [21]
На грани искусства [3]
Основы агротехники [24]
Флоры и ландшафты [7]
Эпифиты [5]
Суккулентология [8]
Ксерофиты [11]
Экология [44]
Паразиты [1]
Прочее [4]
Орхидеи [0]
Бонсай [1]
Биодизайн [1]
Каменистые горки [0]
Альпинарии, альпийские парники, чешские скалки, хвойные горки, рокарии
Палеонтология [6]
Лихенология [0]
Лишайники [1]
Новые технологии [9]
Морфология растений [4]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    kay9ekc

    Каталог статей

    Главная » Статьи » На грани искусства

    Письма в редакцию. О творчестве Андрея Хохрякова

    Линник Юрий Владимирович

    Петрозаводский государственный университет, yulinnik@yandex.ru

     

    РАСТЕНИЕ И ВРЕМЯ

                    Ре­ка вре­мён!

    Этот дер­жа­вин­ский об­раз – толь­ко ме­та­фо­ра? 

    Или вре­мя впрямь рео­ло­гич­но – то есть об­ла­да­ет свой­ст­вом те­ку­че­сти? То­гда мы впра­ве на­де­лять его па­ра­мет­ром ско­ро­сти. Кто бы взял­ся за соз­да­ние при­бо­ра для за­ме­ра та­ко­вой?

    Быть мо­жет, мы са­ми – свое­о­быч­ные спи­до­мет­ры вре­ме­ни: толь­ко по­ка не уме­ем сни­мать пре­до­щу­щае­мые на­ми, но ус­коль­заю­щие от фик­са­ции  зна­че­ния.

    Вре­мя спо­соб­но за­мед­лять­ся, да­вая нам пе­ре­дыш­ку на сво­их плё­сах? Или, на­обо­рот, ему да­но убы­ст­рять­ся, по­ро­ж­дая опас­ные ко­ло­вер­ти? Са­ма по­ста­нов­ка про­бле­мы ве­дет нас к по­ня­тию тем­па. При­чем ва­риа­тив­но­го, пе­ре­мен­чи­во­го!

    Мыс­ли­мо ли стоя­ние вре­ме­ни? Это во­прос-ок­сю­мо­рон – в нем за­вя­зы­ва­ет­ся ан­ти­но­мия. Ведь мы при­вык­ли мыс­лить вре­мя про­цесс­но. Но раз­ве не пре­се­ка­ет­ся оно на пи­ке чуд­но­го (А. С. Пуш­кин) или  пре­крас­но­го (И.-В. Гё­те) мгно­ве­ния? Од­на­ко это мо­жет быть и по­след­ний миг, оз­на­чаю­щий не­ска­зуе­мое по­ру­бе­жье с веч­но­стью.

    Аль­тер­на­ти­вой тут бу­дет си­нер­ге­ти­че­ский ре­жим с обо­ст­ре­ни­ем, хо­ро­шо зна­ко­мый твор­че­ским лю­дям: соз­да­ет­ся ощу­ще­ние, что внут­рен­нее вре­мя ус­ко­ри­лось до бес­ко­неч­но­сти – и ты се­кун­ды пре­вра­ща­ешь в эо­ны. На этой вол­не соз­да­ет­ся ве­ли­кое. Ка­кая си­ла уп­лот­ня­ет вре­мя, со­об­щая ему не­бы­ва­лую пру­жин­ность?

    На­ше во­про­ша­ние впол­не пра­во­мер­но в сво­ей про­ек­ции на пси­хо­ло­гию. Субъ­ек­тив­ное вре­мя то му­чи­тель­но мед­лит, то стре­ми­тель­но ле­тит – вот оно топ­чет­ся на мес­те, а вот не­сет­ся вскачь.

    Но как это уло­вить и вы­ра­зить?

    Ве­ри­фи­ка­ция не да­ет­ся!

    Вот бок о бок си­дят два че­ло­ве­ка: в од­ном вре­мя за­ле­де­не­ло – в дру­гом го­рит как по­рох. На ка­кую шка­лу спрое­ци­ро­вать столь ра­зи­тель­ные раз­ли­чия? Дос­то­вер­ное для ин­туи­ции ос­та­ет­ся не­дос­туп­ным для ана­ли­за.

    Сколь ни ши­ро­ка ам­пли­ту­да этих су­гу­бо ин­ди­ви­ду­аль­ных ин­тен­ций и пе­ре­жи­ва­ний, но ду­ма­ет­ся, что в их раз­бро­се – будь он под­верг­нут ста­ти­сти­че­ской об­ра­бот­ке, ко­то­рая в прин­ци­пе воз­мож­на, – долж­на вы­явить­ся весь­ма оп­ре­де­лен­ная тен­ден­ция: боль­шин­ст­во сой­дет­ся в том, что вре­мя убы­ст­ря­ет свой бег – дви­жет­ся с по­сто­ян­но уве­ли­чи­ваю­щей­ся ско­ро­стью.

    Рань­ше мы ус­пе­ва­ли сде­лать боль­ше за тот же пе­ри­од – от­пуск ни­ко­гда не про­хо­дил так бы­ст­ро – вре­ме­ни опять не хва­ти­ло  и т. п.: сто­ит ли за по­доб­ны­ми сен­тен­ция­ми ка­кая-то об­ще­зна­чи­мая ис­ти­на?

    А. С. Пуш­кин взял эпи­гра­фом к «Ев­ге­нию Оне­ги­ну» строч­ку П. А. Вя­зем­ско­го:

    И жить то­ро­пит­ся, и чув­ст­во­вать спе­шит. 

    Быть мо­жет, ге­роя к это­му по­бу­ж­да­ет из­ме­нив­ший­ся темп со­бы­тий? И он рань­ше кос­ных обы­ва­те­лей от­реа­ги­ро­вал – пусть бес­соз­на­тель­но – на глу­бин­ные под­виж­ки Хро­но­са?

    А. Ф. Ло­сев со всей серьез­но­стью ут­вер­ждал, что «с 1914 г. вре­мя как-то уп­лот­ни­лось и ста­ло про­те­кать ско­рее» (Ло­сев, 1991, с. 84).

    Те­перь мы го­во­рим про объ­ек­тив­ное вре­мя!

    Ис­под­воль на­ме­ти­лась аб­со­лют­но но­вая про­бле­ма, оди­на­ко­во без­дон­ная в сво­ем как он­то­ло­ги­че­ском, так и эк­зи­стен­ци­аль­ном пре­лом­ле­нии, – это воз­мож­ность ре­аль­но­го ус­ко­ре­ния вре­ме­ни.

    Клас­си­че­ский сце­на­рий пред­ска­зы­вал: рас­ши­ре­ние Все­лен­ной бу­дет за­мед­лять­ся.

    Но не­дав­но мы уз­на­ли: оно ус­ко­ря­ет­ся!

    Как вы­яс­ни­лось, пять мил­ли­ар­дов лет на­зад зая­ви­ла свои пра­ва тем­ная энер­гия – она дей­ст­ву­ет на­пе­ре­кор си­лам гра­ви­та­ции, гро­зясь окон­ча­тель­но пе­ре­ве­сить их. И рас­пять про­стран­ст­во!

    Это чре­ва­то Боль­шим Раз­ры­вом.

    Ма­те­рия ра­зой­дет­ся по швам на всех сво­их яру­сах: от ско­п­ле­ний га­лак­тик до от­дель­ных ато­мов.

    Мы пом­ним эйн­штей­нов­скую за­ви­си­мость ме­ж­ду мас­сой и вре­ме­нем.

    Ко­гда мас­са раз­ре­жа­ет­ся, ис­таи­ва­ет, то вре­мя слов­но сбра­сы­ва­ет пу­ты – не­сет­ся вскачь. Что его ожи­да­ет на фи­ни­ше?

    До Боль­шо­го Раз­ры­ва еще очень да­ле­ко. Но не вклю­чи­лись ли уже дат­чи­ки ус­ко­ре­ния? Пси­хо­ло­ги­че­ское вре­мя мо­жет быть од­ним из них. Дру­гие сле­ду­ет ис­кать в ор­га­ни­че­ских про­цес­сах.

    Э. Д. Коп от­крыл за­кон ак­се­ле­ра­ции: ус­ко­ряя он­то­ге­нез, эво­лю­ция дви­жет­ся впе­ред все бо­лее ши­ро­ки­ми скач­ка­ми – кру­тиз­на так­со­но­ми­че­ских сту­пе­ней не сму­ща­ет ее.

    В сво­их эво­лю­ци­он­ных взгля­дах А. П. Хох­ря­ков по­ра­зи­тель­но бли­зок Э. Д. Ко­пу. Но ра­бо­та­ет он на бо­та­ни­че­ском ма­те­риа­ле.

    Пре­ж­де чем вы­явить этот за­ме­ча­тель­ный уни­сон, от­ве­дем воз­мож­ный уп­рек.

    Рас­ши­ре­ние Все­лен­ной – эво­лю­ция ор­га­низ­мов – наш ду­хов­ный рост: вы­яв­ляя в этих очень раз­ных про­цес­сах мо­мент ус­ко­ре­ния, впра­ве ли мы ис­кать здесь об­щий зна­ме­на­тель? И го­во­рить о том, что во всех слу­ча­ях фор­саж обу­слов­лен од­ной и той же при­чи­ной – из­ме­не­ни­ем тем­па вре­ме­ни?

    Нью­то­но­во вре­мя ни­как не реа­ги­ро­ва­ло на ма­те­рию. Его бес­ко­неч­но ши­ро­кая ре­ка тек­ла ров­но и глад­ко.

    А. Эйн­штейн об­лек вре­мя пло­тью.

    Кос­мо­ло­ги­че­ское, био­ло­ги­че­ское, пси­хо­ло­ги­че­ское вре­мя име­ют со­от­вет­ст­вую­щую ка­ж­до­му из них суб­стан­цию.

    Это оп­ре­де­лен­ная плю­ра­ли­за­ция вре­ме­ни. Од­на­ко она не от­ме­ня­ет его един­ст­ва.

    Ми­ро­вое Дре­во рас­тет. Ско­рость его рос­та – от­нюдь не кон­стан­та. Это пе­ре­мен­ная ве­ли­чи­на.

    Изу­чая фло­ру, мы что-то уз­на­ем о кос­мо­се – вгля­ды­ва­ясь в кос­мос, луч­ше по­ни­ма­ем фло­ру. Экс­пан­сия рос­та – ха­рак­тер­ный ин­ва­ри­ант, свя­зую­щий то и дру­гое.

    Сквоз­ные ана­ло­гии про­ни­зы­ва­ют бы­тие.

    Ус­ко­ря­ют­ся: рас­ши­ре­ние Все­лен­ной – ор­га­ни­че­ская эво­лю­ция – ми­ро­вая ис­то­рия – субъ­ек­тив­ное вре­мя.

    Это чис­то ас­со­циа­тив­ное сбли­же­ние раз­но­пла­но­вых яв­ле­ний?

    Ес­ли да­же и так, то вы­яв­ле­ние по­доб­ных уни­со­нов эв­ри­стич­но в пер­спек­ти­ве фи­ло­соф­ских обоб­ще­ний – и к то­му же са­мо­цен­но как ва­ри­ант иг­ры в би­сер: сум­ми­ру­ясь, че­ты­ре ус­ко­ре­ния под­хва­ты­ва­ют наш дух – и его рас­ту­честь воз­рас­та­ет по экс­по­нен­те.

    Пусть му­зы­ка А. Н. Скря­би­на со­про­во­ж­да­ет этот раз­гон!

    Рас­те­ние кос­мо­по­доб­но – кос­мос фи­то­мор­фен.

    В раз­ви­тии фло­ры мо­де­ли­ру­ет­ся, по­вто­ря­ет­ся и про­дол­жа­ет­ся ста­нов­ле­ние кос­ми­че­ской ор­га­ни­зо­ван­но­сти. Это по­хо­же на пе­ре­да­чу эс­та­фе­ты. Дос­та­точ­но ука­зать на ал­го­ритм по­ли­ме­ри­за­ции, ко­то­ро­му А. П. Хох­ря­ков при­да­вал осо­бое зна­че­ние. Цеп­ная ре­ак­ция свя­зи, син­те­за, со­еди­не­ния, на­чав­шая­ся еще в ло­не Боль­шо­го Взры­ва и так мно­го на­ра­бо­тав­шая в не­драх звезд, а по­том и на пла­не­тах, как бы под­хва­ты­ва­ет­ся пер­вы­ми рас­те­ния­ми! Они вно­сят в нее не­бы­ва­лую креа­тив­ность – под­ни­ма­ют на не­мыс­ли­мую пре­ж­де вы­со­ту.

    Ма­те­рия ус­лож­ня­ет­ся с ус­ко­ре­ни­ем.

    Ре­зуль­та­ты впе­чат­ля­ют.

    Сим­мет­рии кос­мо­са – и сим­мет­рии фло­ры: ме­ж­ду ни­ми мож­но ус­та­но­вить взаи­мо­од­но­знач­ное со­от­вет­ст­вие.

    Ло­га­риф­ми­че­ские спи­ра­ли фил­ло­так­си­са: они ка­жут­ся зер­ка­ла­ми, в ко­то­рых от­ра­зи­лись га­лак­ти­ки.

    Пе­рей­дя по ас­со­циа­ции к ге­ге­лев­ской спи­ра­ли раз­ви­тия, ска­жем так: ее вит­ки рас­кру­чи­ва­ют­ся с на­рас­таю­щим ус­ко­ре­ни­ем.

    Вот суть ос­нов­но­го био­мор­фо­ло­ги­че­ско­го за­ко­на, от­кры­то­го А. П. Хох­ря­ко­вым: «фор­мы с мед­лен­но иду­щи­ми сме­на­ми час­тей те­ла при­ми­тив­нее, чем с бо­лее бы­ст­ры­ми» (Хохряков, 1975, с. 54).

    Ус­ко­рен­ное раз­ви­тие ука­зу­ет на про­дви­ну­тость рас­те­ния.

    Чем стре­ми­тель­ней, тем оп­ти­маль­ней!

    Celeritas как кри­те­рий со­вер­шен­ст­ва – как аро­морф­ный при­знак: это но­во и глу­бо­ко.

    Ис­ти­на – в сeleritas!

    То есть в ско­ро­сти.

    На ис­хо­де ле­та люб­лю по­тя­нуть из во­ды ро­зет­ку те­ло­ре­за. Что та­кое? При­ме­рил­ся к од­ной – под­ни­маю  це­лых пять. Буд­то на шнур они на­ни­за­ны! Гля­дя на див­ную гир­лян­ду, вспо­ми­наю А. П. Хох­ря­ко­ва: вот на­гляд­ный при­мер то­го, как рас­те­ние уп­лот­ня­ет вре­мя – за один се­зон оно ус­пе­ва­ет сде­лать то, что у дру­гих ви­дов за­ни­ма­ет не­сколь­ко лет.

    А. П. Хох­ря­ков вво­дит фун­да­мен­таль­ное пред­став­ле­ние о  «ско­ро­сти смен»:  имен­но этот по­ка­за­тель – по­сто­ян­но и не­ук­лон­но уве­ли­чи­ваю­щая­ся бы­ст­ро­та на­рас­та­ния – от­ми­ра­ния при­рос­тов – луч­ше все­го оз­на­ча­ет эво­лю­ци­он­ное по­ло­же­ние ор­га­низ­ма (Хохряков, 1975, с. 179). Ин­тен­сив­ность кор­ре­ли­ру­ет с про­грес­сив­но­стью.

    Вот биб­лей­ская паль­ма – она дол­го­жи­тель­ни­ца, вею­щая веч­но­стью.

    А это ряс­ка. Она из са­мых что ни на есть ма­лых ми­ра се­го. Ку­да ма­лее? Жи­вет од­но ле­то. Кор­ней не име­ет, да и ам­би­ций то­же.

    Оба рас­те­ния вхо­дят в класс од­но­доль­ных.

    Ка­за­лось бы, ряс­ка – аут­сай­дер эво­лю­ции, ти­пич­ная мар­ги­нал­ка. От­тес­не­на с боль­шой до­ро­ги! По­рой мы ви­дим ее как раз в за­пол­нен­ной во­дой ко­лее.

    То­гда как паль­ма смот­рит­ся ли­де­ром – удач­ни­цей – фа­во­рит­кой.

    Но ре­аль­ное со­от­но­ше­ние – сколь это ни па­ра­док­саль­но для здра­во­го смыс­ла – яв­ля­ет­ся об­рат­ным.

    Паль­ма мо­жет сим­во­ли­зи­ро­вать на­ча­ло эво­лю­ции од­но­доль­ных.

    То­гда как ряс­ка на­хо­дит­ся сре­ди наи­бо­лее аван­гард­ных ви­дов так­со­на. Ко­неч­но, она не­ка­зи­ста. Но ко­го мы ви­дим в чис­ле ее бли­жай­ших род­ст­вен­ни­ков? Кра­са­ви­цу кал­лу!

    По­это­му нет ос­но­ва­ний счи­тать, что на­ме­чен­ный на­ми эво­лю­ци­он­ный ряд – от де­ре­ва (паль­ма) к од­но­лет­ни­ку (ряс­ка) – от­ра­жа­ет по­ни­же­ние, де­гра­да­цию. Нель­зя до­ве­рять внеш­не­му впе­чат­ле­нию. В дан­ном слу­чае оно яв­ля­ет­ся об­ман­чи­вым.

    Ряс­ка за­ме­ча­тель­на во мно­гих от­но­ше­ни­ях. Кон­крет­но:

     –      со­ма­ти­че­ская ре­дук­ция дос­ти­га­ет в ней мак­си­му­ма – фор­ма уп­ро­ще­на до кро­хот­ной зе­ле­ной пла­сти­ны, ко­то­рая дер­жит­ся на пла­ву;

     –      рас­тень­и­це яв­ля­ет всю пер­спек­тив­ность не­оте­нии: ге­не­ра­тив­ная функ­ция осу­ще­ст­в­ля­ет­ся фак­ти­че­ски на ста­дии про­ро­ст­ка;

     –      и са­мое глав­ное: ряс­ка бьет все ре­кор­ды в раз­гон­ке вре­ме­ни – где еще га­ме­то­фи­ты фор­ми­ру­ют­ся с та­кой бы­ст­ро­той? Ве­ге­та­ция у нее идет с оше­ло­ми­тель­ной ин­тен­сив­но­стью.

    Ха­риз­ма рас­те­ния – в его кос­ми­че­ском на­зна­че­нии, мис­сии: улав­ли­вать из­лу­че­ние Солн­ца – удер­жи­вать бес­цен­ные кван­ты, пре­дот­вра­щая их бес­смыс­лен­ный рас­пыл.

    Ряс­ка в этом от­но­ше­нии весь­ма пре­ус­пе­ла. Ус­т­лан­ные ею вод­ные зер­ка­ла осу­ще­ст­в­ля­ют фо­то­син­тез с пре­дель­ной ак­тив­но­стью.

    Сим­фо­ния жиз­ни от adagio че­рез allegro пе­ре­хо­дит к prestissimo.

    Для че­го раз­го­ня­ет­ся эво­лю­ция?

    Она со­кра­ща­ет и уп­лот­ня­ет он­то­ге­не­зы!

    Все бо­лее тща­тель­но и на­деж­но эки­пи­ру­ет про­ро­ст­ки!

    Сме­ло и без­ог­ляд­чи­во вы­пус­ка­ет их в жизнь, сэ­ко­но­мив мас­су вре­ме­ни на под­го­то­ви­тель­ной ста­дии!

    Сво­его апо­фе­о­за эта чет­ко вы­ра­жен­ная тен­ден­ция на­хо­дит в фе­но­ме­не жи­во­ро­ж­де­ния – ми­нуя ста­дию по­коя, се­ме­на про­рас­та­ют внут­ри пло­дов, еще не от­де­лив­ших­ся от ро­ди­тель­ско­го рас­те­ния. Сверх-, су­пер-, ги­пе­рак­се­ле­ра­ция! Де­рев­ца ман­гро­вых за­рос­лей да­ют нам впе­чат­ляю­щий при­мер та­ко­го опе­ре­жаю­ще­го раз­ви­тия. Что ка­но­ни­че­ские сро­ки? Их сле­ду­ет ло­мать ра­ди про­ры­ва в бес­смер­тие.

    Спеш­ка трав! Ино­гда чу­дит­ся, что за ней сто­ит пре­крас­ней­ший до­го­вор рас­те­ний – мак­си­маль­но по­мочь ноо­сфе­ре в ее ге­рои­че­ской борь­бе с эн­тро­пи­ей. По­это­му тра­вы то­ро­пят вре­мя – как бы под­сте­ги­ва­ют его. Со­кра­щая ка­лен­дар­ные рит­мы, рас­те­ния за­гру­жа­ют вре­мя до край­не­го lim – пус­ка­ют в де­ло ка­ж­дый квант вре­ме­ни.

    Био­сфе­ру мож­но уви­деть как ко­лос­саль­ный хро­но­дром! Ес­ли вре­мя в пре­де­лах фи­зи­че­ских из­ме­ре­ний инерт­но, то здесь – на ни­ве жиз­ни – оно ста­но­вит­ся стра­ст­ным, по­ры­ви­стым. У не­го по­яв­ля­ет­ся ве­ли­кое ка­че­ст­во це­ле­по­ла­га­ния – те­перь из бу­ду­ще­го его пи­та­ет и при­тя­ги­ва­ет эн­те­ле­хия.

    Это сво­его ро­да по­ну­ка­ние!

    Нель­зя во­лы­нить.

    А цель яс­на и ве­ли­че­ст­вен­на: убы­ст­рить вре­мя на­столь­ко, что оно пе­рей­дет в веч­ность – и Та­на­тос на­все­гда ли­шит­ся сво­их ны­неш­них пол­но­мо­чий.

    Категория: На грани искусства | Добавил: kay9ekc (20.04.2016)
    Просмотров: 386 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar